Ваш регион:
Любой регион

Ярмарки вакансий как метод поиска работы

Каждый человек когда-либо искал работу, каждый работодатель сталкивался с проблемой нехватки сотрудников.В настоящее время ярмарки вакансий входят в тройку наиболее эффективных методов подбора персонала для крупных российских и международ­ных компаний, наряду с использованием Интернет-порталов и сотрудничеством с кадровыми агент­ствами.

Каждый человек когда-либо искал работу, каждый работодатель сталкивался с проблемой нехватки сотрудников. Ярмарки вакансий как метод поиска работы и подбора персонала появились в нашей стране относительно недавно — в конце 90-х годов прошлого века. По данным опросов, проводимых Учебно-кадровым центром «Профессиональный рост», в настоящее время ярмарки вакансий входят в тройку наиболее эффективных методов подбора персонала для крупных российских и международ­ных компаний, наряду с использованием Интернет-порталов и сотрудничеством с кадровыми агент­ствами. Как метод поиска работы за последние 5 лет ярмарки вакансий передвинулись с третьего места на второе, потеснив способ трудоустройства через родственников, друзей и знакомых. Более по­пулярным в настоящее время остается только поиск работы через Интернет.

Чем привлекательны ярмарки вакансий?

Только на ярмарке есть уникальная возможность всего за несколько часов наладить контакт с десят­ком работодателей и, задав вопросы специалистам, получить информацию о вакантных местах, вместо того, чтобы ездить на собеседования по всему го­роду, от компании к компании. Кроме того, можно принять участие в мастер-классах, семинарах, тре­нингах и деловых играх, пройти профессиональное тестирование. И всё это бесплатно.

Можно провести классификацию ярмарок вакансий по разным параметрам, но наиболее важный па­раметр — целевая аудитория. Проводятся, напри­мер, ярмарки для молодых специалистов, ярмарки для рабочих специальностей, ярмарки для специалистов в области информационных технологий или финансов и т.д. Поэтому очень важно определиться, подходит ли Вам тематика ярмарки и совпадают ли вакансии, представленные на ней, с Вашими поже­ланиями к будущей работе.

Для студентов и недавних выпускников вузов наи­более эффективным будет посещение вузовских ярмарок вакансий или общегородских ярмарок, но проводимых для молодежи.

Многие ведущие вузы Москвы, например, сделали проводимые у них ярмарки открытыми для студен­тов других вузов. Нужно только зарегистрироваться на сайте и распечатать пригласительный билет. Не стоит стесняться идти в другой вуз: раз ярмарка от­крытая, значит, Вас ждут и Вам будут рады. Ведь у работодателей, участвующих в ярмарке вакансий в каком-либо вузе, нет цели привлечь на работу сту­дентов и выпускников только этого вуза. В компа­нию попадут только те, чьи знания и навыки будут удовлетворять требованиям работодателя, и при­надлежность к определенному вузу часто не играет никакой роли.

Правилом хорошего тона при подготовке к прове­дению ярмарок вакансий в последнее время стали Интернет-страницы или целые Интернет-порталы, посвященные какой-либо ярмарке вакансий. Под­готовка к ярмарке, как правило, начинается за 1,5-2 месяца. На сайте размещается информация о компаниях-участниках, программа ярмарки. Можно заранее ознакомиться с участниками, подготовить вопросы для менеджеров наиболее привлекатель­ных, на Ваш взгляд, компаний-работодателей. Не только можно, но и обязательно нужно зарегистрироваться на проходящие на ярмарке интерактивные мероприятия: мастер-классы, тренинги, деловые игры, семинары, олимпиады, тестирования. А то ведь свободных мест может и не оказаться!

Многие студенты и выпускники активно участвуют в ярмарках вакансий. Опросы, проведенные на яр­марках, показывают, что чаще всего студенты приходят с желанием найти постоянную работу (26,7%), узнать о программах стажировок (21%), непосред­ственно пообщаться с представителями компании (17,3%), принять участие в бесплатных тренингах (16,4%), пройти профориентационное тестирова­ние (12,5%). К сожалению, цели в данном случае часто не имеют ничего общего с действиями соис­кателей. Многие выбирают хаотичную и непоследо­вательную тактику поведения, подходят к стендам работодателей с неадекватными вопросами («А вы чего делаете?», «А у вас чего?»), и даже приходят в шортах и тапочках, если ярмарка проходит в том же корпусе, в котором находится общежитие. А ведь важно понимать, что любое взаимодействие с ра­ботодателем в рамках ярмарки вакансий — это ма­ленькое, но часто очень важное собеседование.

Технологии участия в ярмарке

Если Вы узнали про ярмарку и поняли, что ее тема­тика Вам подходит, то необходимо четко поставить цель ее посещения, чтобы не тратить зря время и силы, свои и работодателя. Такой целью может стать как сбор информации о компаниях на рынке труда, так и конкретное предложение или пригла­шение на собеседование от выбранной Вами ком­пании.

Чтобы добиться успеха в поставленной цели, важно хорошо подготовиться, все продумать и не пускать на самотёк. Каждое действие должно, в идеале, соотноситься с целью посещения ярмарки вакансий.

1. Заранее уточните на сайте или у организато­ров ярмарки список компаний-участниц. Составьте свой список интересных Вам, с точки зрения трудоустройства, компаний. На сайтах компаний или в СМИ соберите информацию об их сфере деятельно­сти, открытых вакансиях, программах стажировок или набора молодых специалистов, проводимых конкурсах или деловых играх. Такая «домашняя ра­бота» поможет Вам эффективнее участвовать в яр­марке, задавать правильные вопросы представите­лям компании и не тратить время зря, переходя от стенда к стенду хаотично.

2. Подготовьте к ярмарке резюме и 10-20 его копий. Лучше всего для каждой компании из Вашего списка сделать отдельные резюме с подхо­дящими для каждого случая преимуществами. Ре­зюме должны быть распечатаны и аккуратно сло­жены в отдельную папку. Если в ярмарке участвуют крупные международные компании, то необходимо иметь резюме на нескольких подходящих языках. Как показывает практика, соискатели рассчиты­вают на заполнение готовых анкет от представи­телей компании и только 5% посетителей имеет с собой распечатанные готовые резюме. А это зна­чит, что у Вас будет не только шанс выделиться из толпы, но и предоставить дополнительные ценные данные о себе.

3. Продумайте сопроводительную речь к ре­зюме. Ярмарка — многолюдное и шумное меропри­ятие, поэтому у Вас будет всего 1-2 минуты, чтобы успеть понравиться работодателю. Напишите крат­кую речь на бумаге и потренируйтесь дома у зер­кала с секундомером. Например: «Я, Иванов Иван, учусь на 5-ом курсе такого-то вуза. Из моего ре­зюме Вы можете узнать, что я стажировался там-то, по результатам стажировки написал дипломную ра­боту, которая была высоко оценена на кафедре. Знаю, что ваша компания отличается тем, что… Поэтому мне интересна вакансия менеджера в ва­шей компании».

4. В самопрезентации необходимо четко сформули­ровать ФИО, вуз, курс, специальность, специализа­цию, опыт работы, в том числе стажировки, профессиональные навыки и сильные стороны (1 -2 пункта). Продемонстрируйте общие и специальные знания о компании, четко сформулируйте вопрос о вакансии, которую компания может предложить. При под­готовке к ярмарке подумайте, чем отличаются друг от друга компании из Вашего списка, почему Вы хо­тите работать именно в них, ведь любой работода­тель хочет видеть у своих потенциальных сотрудни­ков четкую мотивацию. Никому не интересен соискатель, который ищет «какую-нибудь работу».

5. На ярмарку приходите вовремя, т.к. представители компаний — живые люди и к концу меропри­ятия уже могут устать и не проявить к Вашей пер­соне должного интереса.

6. Обязательно имейте с собой ручку и блокнот, чтобы записать основные моменты Вашего диалога с представителем компании, а также сроки рассмотрения резюме и контакты.

7. Помните про дресс-код, не стоит ходить с огромными сумками, как на базаре, или приходить в спортивном костюме. Первое впечатление всегда важно.

К примеру, на одной из ярмарок молодой человек с длинными волосами задал волновавший его во­прос: «Может ли длина волос серьезно помешать трудоустройству в солидную компанию?» Нужно по­нимать, что современный мир расширяет рамки до­зволенного даже для делового дресс-кода. Важна не длина волос, а умение мужчины ухаживать за со­бой и содержать свои волосы в чистоте и порядке.

Приходите на деловую встречу (собеседование, яр­марку) в деловом костюме, чистых ботинках, по­бритым и с легким ароматом парфюма. Добавьте к этому хорошее резюме и грамотную самопрезетацию и можете не волноваться — о длине волос ме­неджер по подбору персонала вспомнит в послед­нюю очередь.

8. Важен хороший настрой и оптимизм. Улыбайтесь, здоровайтесь и помните правила поведения на собеседовании.

9. Не ходите на ярмарку с кучей друзей, т.к. это помешает Вам добиться ваших личных целей.

10. Надо выглядеть профессионально, поэтому не стоит задавать вопросы о том, чем занимается компания (подразумевается, что Вы уже в курсе), есть ли вообще вакансии (конечно, есть, раз компания принимает участие в ярмарке) и соглашаться на любую должность.

11. Если на ярмарке проходят мастер-классы, тре­нинги и деловые игры, не упустите возможность в них поучаствовать. К сожалению, в большинстве ву­зов пока не введен в учебный план курс по техно­логиям успешного трудоустройства. Участие в инте­рактивных мероприятиях на ярмарках вакансий по­зволит Вам правильно сориентироваться на рынке труда, узнать о специфике различных профессий. Вы сможете попробовать себя в решении бизнес-кейсов, отработать навыки составления резюме, прохождения собеседования или ассессмент-центра.

Организаторы некоторых ярмарок вакансий пре­доставляют студентам возможность встретиться с топ-менеджерами известных компаний. Такие встречи собирают огромные залы. Например, на Молодежном форуме «Профессиональный рост» в разные годы выступали Генеральный директор ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») Александр Изосимов, Маркетинг-директор компа­нии Procter&Gamble Виталиус Паулюс, Гуру российского тайм-менеджмента Глеб Архангельский. Об­щение с такими метрами бизнеса не оставляет ни­кого равнодушным.

12. На некоторых ярмарках вакансий для студентов и молодых специалистов есть возможность пройти профориентационное тестирование и обсудить результаты теста с психологом.

Тестирование может быть компьютерное или «бу­мажное». Независимо от способа тестирования, оно позволит Вам определить свой тип личности с помощью теста, который чаще всего используется HR-менеджерами в нашей стране и за рубежом. Ре­зультаты теста представлены в виде подробного описания индивидуально-типологических особен­ностей, особое внимание уделяется сильным и сла­бым сторонам личности и их влиянию на профессиональное развитие и карьерный рост.

Результаты тестирования можно обсудить с психо­логами Центра психологического консультирова­ния. В ходе консультации вырабатываются страте­гии построения карьеры, определяются возможные направления профессионального роста с учетом личностных особенностей, специфики образования и тенденций современного рынка труда.

Подведем итоги

Конечно, после посещения ярмарки вакансий в от­делы кадров для оформления на работу придут не все. Но наверняка каждый, побывавший на ярмарке, получит представление о состоянии рынка труда и о своих возможностях на нем. Особенно важно посещать ярмарки вакансий студентам и вы­пускникам, т.к. они находятся в начале карьерного пути и у них, зачастую, нет опыта поиска работы и общения с работодателями.

Если Вы правильно подготовились к ярмарке, то к моменту ее окончания у Вас будет достаточно информационных материалов о компаниях и откры­тых вакансиях, а также визитки менеджеров по под­бору персонала. Не забудьте взять у представите­лей СМИ, которые тоже, как правило, присутствуют на ярмарке, свежую кадровую прессу: справочники, журналы, газеты. Вы найдете в них много интерес­ной информации и о компаниях-работодателях, и об особенностях рынка труда молодых специалистов, и о технологиях успешного трудоустройства. Будет что почитать дома и передать друзьям, которым не удалось попасть на ярмарку.

И если все же что-то у Вас не получилось или Вы так и не достигли поставленной цели, то не унывайте, ярмарки будут еще! Приходите, набирайтесь опыта общения с работодателями, получайте самую све­жую информацию о рынке труда и о компаниях, ко­торые заинтересованы в привлечении студентов и молодых специалистов, и Вы обязательно найдете компанию своей мечты!

Редакционная статья "Путеводителя по компаниям" 2010 www.profyrost.ru

×